Новости

Путин поручил правительству разобраться с долгами за электроэнергию

05.07.2016
Путин поручил правительству разобраться с долгами за электроэнергию

Владимир Путин поручил правительству в срок до 1 октября 2016 года обеспечить принятие нормативных правовых актов для реализации федерального закона об усилении платёжной дисциплины.

Напомним, ФЗ №307 был принят в ноябре прошлого года и вступил в действие с начала 2016 года, но для применения части предусмотренных в нем санкций за неоплату энергоресурсов необходимо еще принять подзаконные акты.

К слову, о необходимости корректировки законодательства по укреплению платежной дисциплины потребителей энергоресурсов на X Конференции Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний «Розничные рынки электроэнергии – итоги и перспективы» в июне этого года говорил и директор ОАО «Вологдаэнергосбыт», эксперт секции консультативного совета при комитете Госдумы по энергетике Юрий Ямпольский.

В соответствии с поручениями президента к 1 октября правительство также должно представить предложения по изменению законодательства в части ответственности участников энергорынка, которые задолжали электросетям за услуги по передаче электроэнергии.

Кроме того, Минэнерго совместно с "Россетями", ассоциациями "НП "Совет рынка" (регулятор энергорынка), Некоммерческое партнерство гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний к 1 сентября должны представить анализ долгов гарантирующих поставщиков (основной поставщик электроэнергии в регионе) по субъектам РФ. Также они должны представить законодательные инициативы для ограничения роста долгов гарантирующих поставщиков и нормализации взаиморасчетов предприятий электроэнергетики.

Как отмечает Юрий Ямпольский, когда речь идет о долгах сбытовых компаний перед сетевыми организациями, нужно понимать, что, если эти деньги не получены от потребителей, бесполезно усиливать дисциплину в середине цепочки энергоснабжения: «С неотключаемыми должниками, организациями в стадии ликвидации, банкротами трудно работать, часто невозможно применить никаких мер, кроме судебных. Получается вроде улицы с односторонним движением: потребление есть, долг есть, а наши возможности получить деньги ограничены».

К слову, у президента были вопросы к неотключаемым потребителям, «которые просто не платят за электричество», еще в 2013 году. В феврале 2013 года на заседании президентской комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК Владимир Путин напомнил, что правительство должно было подготовить правовую базу новой модели расчетов, и признал, что "до сих пор мало что сделано". А проблема «неотключаемых» не решена и в 2016 году.

В 35-ФЗ «Об Электроэнергетике» ст.38 п.6 говорится о том, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации отвечает за формирование перечня потребителей электрической энергии, которые обязаны предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате. Руководители органов исполнительной власти субъектов РФ сегодня понимают это как свое право, а не обязанность. И, как правило, этим правом не пользуются. «Я встречался в нескольких регионах с руководителями, курирующими ТЭК и ЖКХ, и это их твердое убеждение», - говорит Юрий Ямпольский.

При этом, при непредоставлении обеспечения исполнения своих обязательств неотключаемыми потребителями предусматривается административная ответственность руководителя. Недавно вступившие в силу нормы ФЗ №307 могли бы сдвинуть проблему «неотключаемых» с мертвой точки. Но из-за неоднозначной формулировки в ФЗ №35 по прежнему нет рычагов влияния на таких потребителей.

Поэтому приоритетом для нормализации ситуации с расчетами в электроэнергетике должна оставаться доработка законодательства в части усиления платежной дисциплины на розничных энергорынках.

Пока, например, Вологдаэнергосбыт воспользовался предоставленной ФЗ №307 возможностью выставления пени. Но при этом систему санкций нельзя назвать сбалансированной: гарантирующий поставщик за услуги по передаче электроэнергии платит максимальные штрафные санкции сетевым организациям с первого дня просрочки. В то время как основные категории неплательщиков (управляющие компании, тепло- и водоснабжающие предприятия, население), максимальный размер штрафов начинают платить с 91 дня. Возникают кассовые разрывы, достигающие 60 дней. Энергосбытовые компании вынуждены решать эту проблему за счет собственных или заемных средств.

«Мы становимся задолжниками перед сетевыми организациями из-за задолженности потребителей перед нами. Условия расчетов между участниками энергорынка должны быть одинаковыми», - считает Юрий Ямпольский.